Очевидно, что традиционно связь с практикой является краеугольным камнем в подготовке учителей профобучения в Австрии. Однако это связано не только с традициями, но и с современными тенденциями в школьном и профессиональном образовании. В основе новых образовательных стандартов, которые разрабатываются в стране с 2005 г., лежит компетентностная модель, предполагающая формирование у учащихся в первую очередь специальных профессиональных компетенций, связанных с их будущей практический деятельностью.
Кроме этого для восполнения определенного «дефицита» педагогической составляющей в подготовке учителей профобучения в Австрии используется система педагогических образовательных учреждений. Речь идет о Педагогических институтах, которые существуют в каждом региональном субъекте и реализуют различные программы по подготовке учителей, включая заочные и дистанционные (которые особенно востребованы именно учителями профобучения), а также программы повышения квалификации. Не менее важную роль здесь играют и педагогические училища, также осуществляющие педагогическую подготовку учителей.
Учебные планы профессионально-педагогических училищ включают обязательные предметы (педагогика, методика преподавания, специальные дисциплины), курсы по выбору, факультативы, школьную и производственную практики. Распределение учебной нагрузки мы рассмотрим на примере учебного плана подготовки учителей домоводства.
На изучение обязательных дисциплин отведено более 90% учебного плана. Общеобразовательные и педагогические предметы составляют примерно половину данного объема учебной нагрузки. К ним относятся политология, социология, культура речи и риторика, образовательное право, управление образованием, педагогика, педагогическая психология, теория обучения, методика преподавания, технологии обучения, технические средства обучения и др.
Около 45% учебной нагрузки по обязательным предметам отведено для изучения дисциплин специализации: анатомии и физиологии, гигиены и санитарии, диетологии, химии пищевых продуктов, технологии приготовления пищи, организации общественного питания, экономики питания и кухонного хозяйства и других профессионально ориентированных дисциплин. При этом следует отметить, что в процессе изучения специальных предметов превалируют практические занятия, которые составляют более 60% учебной нагрузки данного блока дисциплин.
Таким образом, мы можем констатировать, что в основе практикоориентированной подготовки учителя профобучения в Австрии лежит формирование технологических компетенций как составной части его общепрофессиональных компетентностей, позволяющих, в свою очередь, успешно выработать трудовые, прагматические компетенции у учащихся.
Опыт Великобритании в трудовой подготовке молодежи интересен для России разнообразием моделей включения технологического образования в учебный план школ.
В соответствии с общеевропейской традицией обучение ремеслам как учебному предмету восходит к концу XIX в., который эволюционизировался в предмет «технология», обязательный для всех государственных школ Соединенного Королевства сегодня.
Однако до настоящего времени единой концепции трудовой подготовки школьников в объединенном королевстве создать не удалось. При этом, основой теоретических и практических разработок в области стратегии развития образования и трудового обучения является проблема формирования у учащихся базовых компетенций, позволяющих ориентироваться в новых технологиях в контексте современного европейского рынка труда. Именно поэтому технологическое образование в Великобритании интегрирует пять учебных предметов: «Информационные технологии», «Домашняя экономика», «Бизнес», «Искусство и дизайн», «Ремесло, дизайн, технология», что, по мнению теоретиков, позволяет использовать «всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование».
В рамках технологической подготовки также предусматривается «предпринимательский модуль», обеспечивающий учащихся знаниями и умениями в области производства. Предполагается несколько моделей включения предпринимательской составляющей в процесс школьного обучения:
– деятельностная, предполагающая 2 недели симулятивной практики на мини-предприятии, организованном в стенах школы в конце учебного года;
Новое в образовании:
Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
познавательный математический кружок комбинаторика Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь ...
Сущность
понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...
Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной
школе
Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего. Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%. П ...