Очевидно, что традиционно связь с практикой является краеугольным камнем в подготовке учителей профобучения в Австрии. Однако это связано не только с традициями, но и с современными тенденциями в школьном и профессиональном образовании. В основе новых образовательных стандартов, которые разрабатываются в стране с 2005 г., лежит компетентностная модель, предполагающая формирование у учащихся в первую очередь специальных профессиональных компетенций, связанных с их будущей практический деятельностью.
Кроме этого для восполнения определенного «дефицита» педагогической составляющей в подготовке учителей профобучения в Австрии используется система педагогических образовательных учреждений. Речь идет о Педагогических институтах, которые существуют в каждом региональном субъекте и реализуют различные программы по подготовке учителей, включая заочные и дистанционные (которые особенно востребованы именно учителями профобучения), а также программы повышения квалификации. Не менее важную роль здесь играют и педагогические училища, также осуществляющие педагогическую подготовку учителей.
Учебные планы профессионально-педагогических училищ включают обязательные предметы (педагогика, методика преподавания, специальные дисциплины), курсы по выбору, факультативы, школьную и производственную практики. Распределение учебной нагрузки мы рассмотрим на примере учебного плана подготовки учителей домоводства.
На изучение обязательных дисциплин отведено более 90% учебного плана. Общеобразовательные и педагогические предметы составляют примерно половину данного объема учебной нагрузки. К ним относятся политология, социология, культура речи и риторика, образовательное право, управление образованием, педагогика, педагогическая психология, теория обучения, методика преподавания, технологии обучения, технические средства обучения и др.
Около 45% учебной нагрузки по обязательным предметам отведено для изучения дисциплин специализации: анатомии и физиологии, гигиены и санитарии, диетологии, химии пищевых продуктов, технологии приготовления пищи, организации общественного питания, экономики питания и кухонного хозяйства и других профессионально ориентированных дисциплин. При этом следует отметить, что в процессе изучения специальных предметов превалируют практические занятия, которые составляют более 60% учебной нагрузки данного блока дисциплин.
Таким образом, мы можем констатировать, что в основе практикоориентированной подготовки учителя профобучения в Австрии лежит формирование технологических компетенций как составной части его общепрофессиональных компетентностей, позволяющих, в свою очередь, успешно выработать трудовые, прагматические компетенции у учащихся.
Опыт Великобритании в трудовой подготовке молодежи интересен для России разнообразием моделей включения технологического образования в учебный план школ.
В соответствии с общеевропейской традицией обучение ремеслам как учебному предмету восходит к концу XIX в., который эволюционизировался в предмет «технология», обязательный для всех государственных школ Соединенного Королевства сегодня.
Однако до настоящего времени единой концепции трудовой подготовки школьников в объединенном королевстве создать не удалось. При этом, основой теоретических и практических разработок в области стратегии развития образования и трудового обучения является проблема формирования у учащихся базовых компетенций, позволяющих ориентироваться в новых технологиях в контексте современного европейского рынка труда. Именно поэтому технологическое образование в Великобритании интегрирует пять учебных предметов: «Информационные технологии», «Домашняя экономика», «Бизнес», «Искусство и дизайн», «Ремесло, дизайн, технология», что, по мнению теоретиков, позволяет использовать «всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование».
В рамках технологической подготовки также предусматривается «предпринимательский модуль», обеспечивающий учащихся знаниями и умениями в области производства. Предполагается несколько моделей включения предпринимательской составляющей в процесс школьного обучения:
– деятельностная, предполагающая 2 недели симулятивной практики на мини-предприятии, организованном в стенах школы в конце учебного года;
Новое в образовании:
Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда
Цель нашего исследования – выявить досуговые предпочтения учащихся школ г. Волгограда и проанализировать результаты проведённого нами социологического обследования. Анкетным опросом было охвачено 700 детей и 300 родителей г. Волгограда. В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебно ...
Проблемы и принципы обучения межкультурной коммуникации в
школе
Теория обучения языку и культуре должна базироваться на концепции диалога культур, разработанной М.М. Бахтиным и В.С. Библером. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины ми ...
Особенности
обучения письменной речи детей с дисграфией
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...