– предметная, когда предпринимательство как учебный предмет входит как в обязательный, так и в факультативный перечень дисциплин школы;
– модульная, когда предпринимательский модуль входит в курс «Технология»;
– общешкольная, когда минимум предпринимательских знаний и умений формируется и развивается в процессе обучения в целом.
Для нашего диссертационного исследования безусловную значимость имеют формы и методы, используемые в технологическом обучении британских школьников. Основу их составляет метод проектов, ориентированный на поисково-творческую индивидуальную или групповую деятельность. Представление результатов проекта как творческого задания интеллектуально-практического характера является для британских школьников своего рода подтверждением освоения специальных компетенций, соответствующих требованиям жизни в современном обществе, аспектам новой технологической, предпринимательской культуры, культуры потребления. Таким образом создание материального или интеллектуального продукта, демонстрация возможности снижения потребительской стоимости товара или услуги, организация сервисных услуг, проведение экологических мероприятий – все это позволяет рассматривать технологическое образование в Великобритании как основу успешной самостоятельной жизни, будущей карьеры молодежи.
Программы подготовки учителей профобучения в Великобритании реализуются на двух образовательных уровнях: достепенном (на базе среднего образования) и послестепенном (на базе степени бакалавра, полученной в высшем учебном заведении). Отличительной особенностью системы является наличие большого количества образовательных маршрутов для получения профессии педагога. Основными являются:
1. Одногодичный курс для получения специального сертификата (Postgraduate Certificate in Education – PGCE), реализуемый высшими учебными заведениями университетского сектора (большей частью университетами) на базе степени бакалавра.
2. Трех- или четырехлетние образовательные программы, ведущие к получению степени бакалавра в области образования (Bachelor of Education) либо иной, достаточной для присвоения квалификации учителя.
Кроме этого, начиная с 90-х гг., с целью расширения доступа к педагогическому образованию и преодоления острейшего дефицита педагогов на рынке труда были разработаны и внедрены альтернативные образовательные программы, ведущие к получению статуса квалифицированного учителя в Англии и аналогичных квалификаций в других частях страны. Среди них:
1. Программы подготовки учителей на базе школ (School Centred Initial Teacher Training – SCITT), реализуемые с 1994 г. школьными консорциумами по подготовке учителей (school-based teacher education consortiums) и отражающие тенденцию более широкого вовлечения средних учебных заведений в педагогическое образование
2. Программы «быстрого маршрута» (The Fast Track programmes), существующие с 2000 г., предназначены для обладателей университетской степени, а также квалифицированных учителей.
3. Программы подготовки учителей без отрыва от профессиональной деятельности (Employment-based routes) были разработаны для взрослых (старше 24 лет), имеющих хорошую базовую подготовку в предметной области.
Европейская традиция профессионально-технического образования, нацеленного на обучение общим навыкам физического труда, получила широкое распространение в США после филадельфийской Выставки столетия США 1876 г., в частности благодаря урокам труда, представленным на выставке московскими педагогами. Первые программы профобучения (vocational education) появились в 20-х гг. XIX в. (в Гардинерском лицее, штат Мэн; Институте Франклина, Филадельфия и Ренселлеровском политехническом институте в г. Трой, штат Нью-Йорк). Во второй половине 19 столетия открылись первые профессиональные колледжи (закон Морила, 1862 г.). К началу XX в. уроки труда (industrial arts programs, manual-skill training courses) получили распространение в государственных школах США. В 1914 г. для изучения образовательных потребностей квалифицированных рабочих была создана Комиссия Конгресса по национальной помощи профессионально-техническому обучению. Результаты работы комиссии были положены в основу закона Смита-Хьюза (1917 г.) – первого принятого на федеральном уровне законодательного акта, обеспечивавшего развитие профессионального обучения в государственных школах Соединенных Штатов. Закон предусматривал федеральное финансирование профобучения на старшей ступени средней школы в следующих предметных областях: сельское хозяйство, ремесленные профессии и производство, домоводство. С 1936 г. эти программы стали сочетать периоды учебы с периодами работы [389]. В 1956 г. спектр специальностей был расширен за счет включения в программы обучения медсестринского дела и профессий, связанных с рыболовством. Закон Смита-Хьюза оставался основным законодательным актом, предусматривавшим создание программ федеральной помощи профобучению, вплоть до принятия Закона о профессиональном обучении 1963 г. В 1963 г. программы профобучения были дополнены двумя новыми специальностями – бизнес и делопроизводство.
Новое в образовании:
О целесообразности введения теории вероятностей в школе
Существует много аргументов, показывающих важность изучения школьниками элементов теории вероятностей. На данный момент этот вопрос является одним из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования, что обусловлено ролью, которую играет вероятностно-статические знания в общео ...
В. Катаев. Цветик-семицветик
… Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться… - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Д ...
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...